Франчайзи против «Даблби»: дело о неокупившихся вложениях

Франчайзи против «Даблби»: дело о неокупившихся вложениях

Сразу несколько франчайзи сети кофеен «Даблби» заявили, что основательница бренда Анна Цфасман убедила их открыть заведения за границей, а потом оставила без поддержки. Как выяснилось, официальные договоры с правообладателем бизнесмены не подписывали, сообщает РБК.

Франчайзи против «Даблби»: дело о неокупившихся вложениях

Неудачу потерпели начинания предпринимателя Владислава Падруля в Праге и Виталия Мыздрикова в Дубае. Оба до этого не занимались кофе, но идеей вдохновились. Кофейный бизнес «Даблби», однако, у них не пошел – не помогло и открытие новых точек. Затраты росли, помощь франчайзера предприниматели сочли недостаточной.

В итоге Падруль продал одну кофейню сети «Даблби», а другую закрыл. Общие потери он оценивает в 10 миллионов рублей. Все три кофейни бренда в Дубае закрыл и Мыздриков, заявивший об убытках на 3 миллиона долларов.

Предпринимательница Елена Кузнецова, без подписания договора с сетью открывшая, а затем закрывшая кофейню «Даблби» в Барселоне, говорит об убытках на 300 тысяч евро. Инвестиции оказались больше предусмотренных бизнес-планом, точка себя не окупила, а помощи от Цфасман Кузнецова, по ее словам, добиться не смогла.

В материале отмечается, что РБК не смог получить комментарии Цфасман по поводу описанных претензий.

Все эти случаи в очередной раз напоминают, что там, где речь идет о капиталовложениях, обязательно должны быть соответствующие документы. Если договор коммерческой концессии не заключен в письменной форме, он будет недействительным. Более того, в таком случае франчайзер может подать в суд за использование своего товарного знака.

В конфликтах между франчайзи и сетями иногда одерживают победу первые, особенно если компания известная и боится репутационных рисков. В 2014 году несколько франчайзи Subway Russia заявили коллективный протест против поставки им сетью продукции Pepsi (одного из эксклюзивных поставщиков сети) по завышенным ценам. Протестующие франчайзи временно отказались выплачивать компании роялти. Руководство компании провело разбирательство и признало факт необоснованного завышения цен, в результате снизив их на 50%. Гораздо меньше шансов у франчайзи в том случае, если франшиза относительно молода, а договор составлен франчайзером очень грамотно. Так, в 2013 году несколько предпринимателей, купивших франшизу «Персональное решение» (привлекает для бизнеса разнорабочих на временные проекты), стали требовать у владельца компании Дениса Решанова возвращения паушального взноса в 100 тыс. руб., поскольку у них не получалось вывести бизнес на прибыль. Однако у всех предпринимателей был заключен с франчайзером письменный договор, условия которого не предусматривали​ возвращения паушального взноса в случае коммерческого неуспеха. В итоге до суда недовольные франчайзи не дошли.

Автор статьи:
Максим Миллер
Бизнесмен, инвестор, финансовый консультант
http://facebook.com/maksim.a.miller
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: