Что такое франчайзинг

Франчайзинг – это способ развития бизнеса, основанный на «сдачи в аренду» товарного знака. Выражаясь юридическим языком, франчайзинг – это способ комплексного лицензирования, когда вместе с товарным знаком (или коммерческим обозначением) пользователю представляется также лицензия на комплекс ноу-хау.

Бизнес Идеи 2018 Что такое франчайзинг

Во франчайзинговых отношениях выделяют две стороны: франчайзер – тот, кто предоставляет в пользование товарный знак, и франчайзи – тот, кто будет им пользоваться (покупатель лицензии). Франчайзи, по общим правилам лицензирования объектов интеллектуальной собственности, выплачивает франчайзеру оговоренную в соглашении денежную сумму единовременно, а также – регулярно – роялти, или отчисления правообладателю за пользование товарным знаком или коммерческим обозначением.

Однако существуют два принципиальных отличия франчайзинга от «обычного» лицензирования интеллектуальной собственности. Первое заключается в том, что франчайзи обязан использовать товарный знак строго предписанным франчайзером способом. Второе – роялти выплачиваются франчайзеру независимо от результатов деятельности франчайзи. Рассмотрим эти отличия подробнее.

Как правило, франчайзинговая схема (франшиза) используется для построения так называемых «сетей продаж» продуктов, выпускаемых под товарным знаком или коммерческим обозначением. В этой схеме франчайзер является изготовителем продукта (чаще всего), а франчайзи – продавцом. Отличие от «обычных» торговых соглашений состоит в том, что франчайзер обязывает франчайзи не только продавать товар, но и использовать при этом разработанные им методы рекламы, маркетинга, отчетности и т.д., – то есть приемы и методы, ноу-хау, которые составляют так называемую «систему ведения бизнеса».

При работе по франчайзинговой лицензии франчайзи (продавец), как правило, обязуется регулярно закупать у производителя (франчайзера) определенные объемы продукта для последующей продажи. При этом франчайзи не имеет права устанавливать на продукт собственные розничные цены – но лишь в ценовом коридоре, определенном франчайзером. Как правило, франчайзер определяет в соглашении нормы объема продаж, а также – в случае, когда франчайзи перевыполняет нормативы – систему бонусов. Следует отметить, что роялти – регулярные отчисления франчайзеру, – не являются «процентом посредника», это отчисления за использование интеллектуальной собственности (в данном случае комплекса ноу-хау).


ПРОЧИТАЛ СТАТЬЮ?

Идеей поделились 123 человека. Расскажи и ты друзьям, ведь мы платим за репост: